Шипы или «липучка»?

Шипы или «липучка»?

Вопрос выбора «зимних» шин интересует большинство автомобилистов. Некоторые еще не определились с выбором, некоторые же, установив новую резину, терзают себя вопросом, а правильный ли выбор они сделали.

Как известно, по сезонной применяемости шины делятся на три класса: летние, зимние, всесезонные. Зимние шины могут выпускаться как в шипованном варианте, так и в нешипованном.

Нешипованные зимние шины у нас в стране принято считать всесезонными. Это ошибочное суждение. Всесезонные покрышки являются отдельным классом шин, имеющим собственные конструктивные особенности и характеристики. По сути, это компромисс между зимними и летними шинами. В результате, всесезонные шины, как правило, несколько больше изнашиваютcя в летнее время и менее надежны на зимних дорогах.

Шипы

Расположение шипов в шинах подбирается при конструировании таким образом, чтобы каждый ряд шипов работал при любом режиме движения – разгон, торможение, поворот. Наличие шипа в шине призвано обеспечить лучшее сцепление на плотном снегу или льду, сокращая тормозной путь машины (по сравнению с зимней нешипованной покрышкой). Но на мокром асфальте уменьшение площади контакта, вызванное выступанием шипа, оборачивается обратным эффектом – снижением управляемости и увеличением тормозного пути. Также к недостаткам шипованной резины можно отнести заметный шум от соприкосновения шипов с асфальтом, легкую вибрацию, увеличенный расход топлива, а также более интенсивное разрушение дорожного покрытия. При агрессивной манере управления автомобилем, шипы имеют обыкновение стачиваться или даже вылетать. В среднем же шипованной резины хватает на 30 тысяч километров, или два – три «зимних сезона».

Водителям, выезжающим в зимнее время в европейские страны, стоит помнить о том, что использование шипованных шин в большинстве стран Европы запрещено. Это не касается некоторых скандинавских стран, где не разрешено управлять автомобилем зимой на летней резине.

«Липучка»

Особенности шин сезонной применяемости связаны с составом резино-технической смеси, из которой изготовлена шина, а также с дизайном рисунка протектора.

По сути, при создании «липучки» шинники должны решить две основные задачи – обеспечить безопасность на мокрой дороге и высокие сцепные свойства на снегу. Для этого необходимо сделать шину и мягкой (чтобы обеспечить высокие сцепные свойства), и одновременно достаточно жесткой – чтобы сохранить управляемость на высоком уровне.В то время как летние шины «дубеют» уже при темперетурах ниже +5..+7 градусов, протектор хорошей зимней шины является более мягким, что позволяет достичь хорошего сцепления шины с обледенелой и заснеженной поверхностью при низких температурах. В результате тормозной путь автомобиля, движущегося со скоростью 80 км/ч, на зимних шинах составит примерно 70 метров. В то же время, автомобиль, «обутый» в летние шины, остановится только через 110 метров.

Но на сухом асфальте или при повышении температуры такая резина начинает перегреваться, и, «обмягчав», плывет при торможении, в поворотах, практически гарантируя автомобилю замедленные, нечеткие реакции и значительное увеличение тормозного пути. На шипованной резине всю работу по обеспечению сцепления берут на себя металлические или керамические элементы, но такие шины запрещены в ряде стран, да и использование их в городских условиях зачастую нецелесообразно.

Залог успешной работы нешипованной зимней резины – в уникальном химическом составе резино-технических смесей, который позволяет некоторым молекулярным связям, образующим эти смеси, ломаться, а затем восстанавливаться. В результате при нагреве температура заставляет работать только внешнюю кромку резинового слоя - в глубине резина протектора остается достаточно холодной, жесткой. И эта прогрессивная жесткость позволяет одновременно обеспечить высокие сцепные свойства на зимних покрытиях и достойную управляемость на асфальте. Естественно, состав этих смесей шинники держат в секрете.

В дизайне бегового слоя протектора отличия между зимней и летней шиной более заметны. Протектор зимней шины имеет более расчленённый рисунок, что позволяет шине самоочищаться при движении. Повышение сцепления шины с поверхностью и, как следствие, повышение управляемости на заснеженных, покрытых льдом, а также мокрых зимних дорогах достигается так же наличием «ламелей» (специальные тонкие прорези, рассекающие поверхность отдельного блока протектора). Современная скоростная зимняя шина имеет ярко выраженный направленный рисунок протектора. Направленный рисунок обеспечивает лучший отвод воды, снега и грязи из пятна контакта шины с дорогой.

В итоге

Таким образом, если автомобиль эксплуатируется в режиме «дом-офис-магазин» в городе, где дороги посыпаны солью, редкий снег то и дело сменяется дождем, а водитель уверенно чувствует автомобиль и привык получать удовольствие от быстрой езды, то имеет смыл «обуть» автомобиль в нешипованные зимние шины.

Шипованные же шины незаменимы при частых поездках за город, где наличие шипов значительно повысит управляемость автомобилем на обледенелых дорожных покрытиях, а, следовательно, обеспечит большую безопасность, которой пренебрегать не стоит. Также стоит обдумать вариант шипованных шин, водителям, предпочитающим спокойный режим управления автомобилем и желающим подстраховать себя на скользкой дороге в случае гололеда или наконец-то выпавшего снега. Не стоит забывать и про еще одно важное качество: если шипованная шина из-за изнашивания и потери самих шипов на следующий сезон уже вряд ли сможет обеспечить приемлемые «зимние» качества, то новая «липучка» сохраняет начальные характеристики от зимы к зиме, естественно, с учетом износа самого протектора.

Эксперимент

При температуре около 40 градусов мороза проходил тест липучек и шипов, для того чтобы выяснить кто лучше себя чувствует на гололеде. Производители шин, естественно, отдавали предпочтение шипованной резине, т.к. возлагали на нее очень большие надежды. Но результат оказался совершенно неожиданным. Липучки в итоге победили, так как они были быстрее шиповок на льду, и автомобиль, одетый в липучки, показал наилучший результат.

В чем же дело? Оказывается, что шипы на гололеде не могут проколоть лед, так как испытывают большое усилие, да и к тому же резина дубеет при очень сильных морозах. В итоге провели сравнительные испытания шиповок и липучек. И выяснилась очень интересный факт. При низких температурах липучки победили по всем параметрам шипованную резину. Примером того может служить сокращение тормозного пути на 20% при 20 градусном морозе. Но уже при температуре примерно -5 градусов безоговорочное преимущество у шипованной резины. Причем преимущество почти двукратное. Это объясняется тем, что при температурах близких к нулю, шипованная резина начинает интенсивно цепляться за лед, потому что усилие проникновения шипа в лед почти минимальное. А липучки же при нуле градусов наоборот ведут себя хуже на льду, так как они начинают проскальзывать вследствие попадания растаявшего снега, а попросту воды. И вода действует как смазка, и вместо того чтобы тормозить, липучки по льду просто проскальзывают.

Таким образом липучки ведут себя хорошо на льду только при сильных морозах.

Но уже при 15 градусов мороза поведение липучек и шиповок на льду сравниваются. А уже при температуре близкой к нулю преимущество шипов просто очевидны и не вызывают сомнения. Так, что к зиме более целесообразным выглядит покупка шипованных шин. Но это, если у вас зимой постоянно не минус 30-40 градусов.